Телефон доверия
8 (3467) 397-777
  • "Телефон доверия" Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (3467) 397-777.

Методические рекомендации МЧС России по оказанию органами государственной власти и органами местного самоуправления мер поддержки добровольной пожарной охране и добровольным пожарным

УТВЕРЖДАЮ

Главный военный эксперт Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

генерал-полковник  П.В.Плат

Методические рекомендации МЧС России по оказанию органами государственной власти и органами местного самоуправления мер поддержки добровольной пожарной охране и добровольным пожарным

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в целях координации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по созданию системы мер поддержки добровольной пожарной охраны и социальной защиты добровольных пожарных.

1. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию поддержки добровольной пожарной охране и добровольным пожарным

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее - Федеральный закон «О добровольной пожарной охране») добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц -общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Предусмотренная Федеральным законом «О добровольной пожарной охране» организационно-правовая форма добровольной пожарной охраны в виде социально ориентированных общественных объединений пожарной охраны позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку добровольной пожарной охране в соответствии с Федеральным законом «О добровольной пожарной охране» (ст. ст. 5, 11, 12), иными законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

1.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.п. 9.1 п. 2 ст. 26.3) (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:

1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;

4) содействие развитию межрегионального сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий год;

6) содействие муниципальным программам поддержки социально
ориентированных некоммерческих организаций;

7) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;

8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

1.2. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке социально- ориентированных некоммерческих организаций

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 34 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 15, п. 33 ч. 1 ст. 16) (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") вопросы оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, предусмотренных ст. ст. 31.1 и 31.3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", отнесены к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, которые реализуются за счет соответствующих местных бюджетов.

В соответствии с ч. 2 ст. 31.3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:

1) разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;


 

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Одновременно, согласно п.п. 8 п. 1 ст. 14, п,п. 7 п. 1 ст. 15, п.п. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений муниципального района и городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, муниципального района и городского округа соответственно.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" пожар, в зависимости от масштаба и последствий, может классифицироваться как чрезвычайная ситуация,

В связи с этим, полномочия органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций могут реализовываться путем привлечения для участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, подразделений добровольной пожарной охраны.

Кроме того, в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 и п.п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений и городских округов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городских округов соответственно.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в обеспечение первичных мер пожарной безопасности включено создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах

Таким образом, законодательство Российской Федерации наделило органы государственной власти субъектов Российской Федерации и все уровни органов местного самоуправления полномочиями по оказанию поддержки общественным объединениям пожарной охраны и добровольным пожарным.

2. Источники формирования имущества общественных объединений пожарной охраны

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях») имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Статьей 37 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

3. Критерии отнесения общественных объединений к получателям экономической поддержки

Получателями экономической поддержки в качестве общественных объединений пожарной охраны могут являться общественные объединения, созданные в соответствии с требованиями Федерального закона «О добровольной пожарной охране» и соответствующие следующим критериям:

1) общественные объединения созданы и осуществляют деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «О добровольной пожарной охране»;

2) в уставах этих общественных объединениях предусмотрено участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

3) общественные объединения включены в соответствующие реестры общественных объединений пожарной охраной охраны.

4) общественные объединения зарегистрированы в качестве
юридических лиц в территориальных органах Министерства юстиции
Российской Федерации, соответствующих налоговых органах.

Необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что получателями государственной поддержки могут являться не общественные объединения пожарной охраны, а организации, в которых созданы эти подразделения.

II. Формы и механизм оказания поддержки добровольной пожарной охраны

4. Финансовая поддержка добровольной пожарной охраны

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться путем предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации либо за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям - общественным объединениям пожарной охраны является единственным мероприятием, на которое может быть использовано софинансирование из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» (далее - постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям») утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данным постановлением Правительства Российской Федерации деятельность общественных объединений пожарной охраны не отнесена к приоритетным направлениям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, по которым осуществляется поддержка в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» предусмотрено, что приоритетными направлениями поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций могут являться иные направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, мероприятия по которым осуществляются субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой поддержки (п.п. е п. 3).

Таким образом, целесообразно отнесение законодательными актами субъектов Российской Федерации деятельности общественных объединений пожарной охраны к видам деятельности, которым оказывается поддержка за счет бюджета субъекта Российской Федерации в рамках оказания поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пример: Законом Санкт-Петербурга от 30 сентября 2011 г. № 565-108 «О добровольной пожарной охране в Санкт-Петербурге» внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года № 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге", в соответствии с которыми деятельность общественных объединений пожарной охраны отнесена к видам деятельности социально

ориентированных некоммерческих организаций, которым в Санкт-Петербурге оказывается поддержка.

В качестве приоритетных направлений оказания финансовой поддержки общественным объединениям пожарной охраны рекомендуются:

а) осуществление профилактики пожаров;

б) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

в) организация и обеспечение деятельности подразделений добровольной пожарной охраны;

г) материальное стимулирование участия добровольцев в обеспечении пожарной безопасности.

Могут быть определены иные приоритетные направления оказания финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям — общественным объединениям пожарной охраны с учетом особенностей субъекта Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В число таких направлений могут быть включены, в том числе:

социальная поддержка и защита граждан, принимающих участие в деятельности добровольной пожарной охраны;

пропаганда пожарно-технических знаний и пожаробезопасного поведения;

охрана окружающей среды от пожаров и их вторичных проявлений;

подготовка населения к преодолению последствий пожаров;

оказание правовой поддержки гражданам по вопросам обеспечения пожарной безопасности на безвозмездной основе и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» Министерство экономического развития Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим координацию предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Приказом Минэкономразвития России от 08.09.2011 JM» 465 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" утвержден порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Наряду с выделением субсидий, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут реализовывать иные формы оказания финансовой поддержки общественных объединений пожарной охраны.

В частности, органы местного самоуправления в рамках полномочий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в рамках полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности вправе заключать с общественными объединениями пожарной охраны, зарегистрированными в качестве юридических лиц, соглашения о компенсации затрат на участие подразделений в тушении пожаров, в которых предусматривать компенсацию затрат подразделений ДЛЮ на ГСМ, средства на единовременные компенсационные выплаты добровольным пожарным, участвующим в тушении пожаров и т.д.

5. Предоставление налоговых льгот

Всоответствии со ст. ст. 356 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации при установлении транспортного налога и налога на имущество организаций могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В связи с этим, рекомендуется инициировать разработку законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих освобождение общественных объединений пожарной охраны от транспортного налога в отношении пожарных машин и налога на имущество общественных объединений пожарной охраны в отношении имущества, используемого ими в соответствии с уставными задачами.

Примеры: Законом Нижегородской области от 30 августа 2011 года № 116-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О пожарной безопасности» и в статью 7 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» предусмотрено освобождение общественных объединений пожарной охраны от уплаты транспортного налога на используемые для профилактики и (или-) тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ автомобили,

Законом Новгородской области от 30 сентября 2008 г. №384-03 «О налоге на имущество организаций» имущество организации, действующих в сфере пожарной безопасности, используемое для осуществления своих функций, в доле получения бюджетных ассигнований из областного бюджета и (или) местных бюджетов деятельности, освобождено от транспортного налога.

Наряду с общественными объединениями пожарной охраны, налоговые льготы по уплате транспортного налога могут быть предоставлены также добровольным пожарным.

Пример: Законом Владимирской области от 13 декабря 2011 г. № 115-03 «О внесении изменений в статью 7 Закона Владимирской области «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» и Закон Владимирской области «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Влалимирской области» внесены изменения в Закон Владимирской области от 27 ноября 2002 г. № 119-Q3 «О введении на территории Владимирской области транспортного налога», в соответствии с которыми добровольные пожарные - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя не более 150 л.с. (110,33 кВт) - освобождаются от уплаты налога на одно транспортное средство в размере 50 процентов от суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным статьей 6 настоящего Закона.

Согласно ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Данное полномочие предполагает издание муниципальных правовых актов, предусматривающих освобождение от земельного налога как общественные объединения пожарной охраны, так и добровольных пожарных.

Ст. 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать налоговые льготы по налогам на имущество физических лиц, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

Пример: Постановлением Муниципального образования Коровинского сельского совета Павловского района Нижегородской области от 10.10.2011 № 67 определено предоставить добровольным пожарным, принимающим непосредственное участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования Коровинский сельсовет, освобождение от налога на имущество физических лиц и освобождение от земельного налога в следующем порядке:

- при наличии зарегистрированного в установленном порядке за добровольным пожарным земельного участка до 25 квадратных метров -полное освобождение от уплаты земельного налога;

- при наличии зарегистрированного в установленном порядке за добровольным пожарным земельного участка площадью от 25 квадратных метров и более - частичное освобождение от уплаты земельного налога.

6. Имущественная поддержка ДПО

Ст. 12 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (п. 7 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В случае включения государственного или муниципального имущества в указанные перечни оно может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных п. 7 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются, соответственно, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (п. 8 ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

В целях оснащения добровольной пожарной охраны рекомендуется главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации подготовить перечни высвобождаемой в подразделениях ФПС техники и имущества для последующей передачи в подразделения ДПО.

До принятия нормативного правового акта Российской Федерации, утверждающего Перечень федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям и регламентирующего передачу имущества из федеральной собственности непосредственно во владение и (или) в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям, федеральное имущество необходимо передавать в собственность субъектов Российской Федерации, а далее в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации указанное имущество передается во владение и (или) в пользование общественным объединениям пожарной охраны.

Согласно п.п. "я. 2)" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с п.п. 22 ч. 2 ст. 50 и п.п. 23 ч. 3 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений и муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям,

Передача техники, оборудования, имущества, находящегося в оперативном управлении МЧС России, из государственной федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, определенным постановлением Правительства Российской федерации от 13 июня 2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения».

Пунктом 9 ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлены ограничения в оборотоспособности государственного и муниципального имущества, включенного в вышеуказанные перечни. Это имущество не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций, арендующих это имущество.

Статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" с учетом положений Федерального закона «О добровольной пожарной охране» предусмотрена возможность заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в общественные объединения пожарной охраны без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ).

К договору безвозмездного пользования, соответственно, применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, п. п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ.

Ссудодателем в отношении государственного и муниципального имущества являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в лице соответствующих органов государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» одной из форм поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления является размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

6. Разработка целевых программ по развитию ДПО

Разработка целевых программ и их реализация должна стать одним из приоритетных направлений поддержки развития ДПО.

Целевые программы по поддержке ДПО могут приниматься на всех уровнях органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Как один из положительных примеров внедрения целевых программ по
развитию ДПО можно привести принятие постановления Правительства
Ленинградской области от 16.09.2011 № 292 «Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы»„ которым утверждена долгосрочная целевая программа «Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы составляет 172 100.0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета -
151

000.0 тыс. рублей, средства бюджетов муниципальных образований - 21 100,0 тыс. рублей.

6.1. Структура и содержание региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

В состав региональной программы, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, рекомендуется включать:

общую характеристику деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций — общественных объединений пожарной охраны, в том числе формулировку основных проблем их развития, финансовые, экономические, социальные и иные показатели;

прогноз развития социально ориентированных некоммерческих организаций;

цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов программы, сроков и этапов реализации программы;

план и характеристика основных мероприятий программы, в том числе мер нормативно-правового регулирования;

ресурсное обеспечение программы;

механизм управления реализацией программы, включая анализ рисков и описание мер управления ими;

методику оценки результативности и эффективности программы.

Состав основных мероприятий программы определяется с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и форм такой поддержки, предусмотренных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей субъекта Российской Федерации.

6.2. Направления реализации региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Рекомендуются следующие основные направлениями реализации региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций:

1) предоставление субсидий (грантов) социально ориентированным некоммерческим организациям;

2) предоставление имущественной поддержки - в состав программы рекомендуется включать мероприятия, направленные на предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям -

общественным объединениям пожарной охраны в пользование нежилых помещений на долгосрочной (для размещения пожарных депо) или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе, в том числе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы, а также передачу в пользование (с учетом соответствующих особенностей) движимого имущества;

3) предоставление информационной поддержки;

4) предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций -общественных объединений пожарной охраны;

5) привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций - общественных объединений пожарной охраны к реализации государственной политики в социальной сфере;

6) меры, стимулирующие поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и участие в ней граждан и юридических лиц;

7) мониторинг и анализ эффективности реализации программы.

7. Информационная и консультационная поддержка ДПО

Всубъектах Российской Федерации рекомендуется проводить мероприятия, направленные на пропаганду и популяризацию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций - общественных объединений пожарной охраны, и добровольчества, в том числе:

а) освещение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций - общественных объединений пожарной охраны, и добровольчества в средствах массовой информации, в том числе получающих поддержку из средств бюджета субъекта Российской Федерации;

б) создание и обеспечение функционирования региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей;

в) поощрение и повышение квалификации журналистов, освещающих деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества;

г) содействие развитию социальной рекламы с определением приоритетных тем для развития социально ориентированных некоммерческих организаций - общественных объединений пожарной охраны и добровольчества.

В целях оказания информационного содействия гражданам, желающим стать добровольными пожарными, рекомендуется разместить контактную информацию об общественных объединениях пожарной охраны на официальных сайтах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, сайтах региональных отделений ВДПО, в средствах массовой информации.

Контактную информацию об общественных объединениях пожарной охраны целесообразно также размещать на информационных стендах (баннерах) в административных зданиях органов власти, органов местного самоуправления, органов социальной защиты, организаций, обслуживающих жилищный фонд (жилищно-эксплуатационные отделы) и иных организаций осуществляющих массовую работу с населением, предприятий со штатом работником свыше 50 человек.

Территориальным органам МЧС России по субъектам Российской Федерации рекомендуется разработать информационные бюллетени, содержащие сведения о порядке вступления в общественные объединения пожарной охраны, правах, обязанностях, льготах добровольных пожарных и иных вопросах.

Данные информационные бюллетени также необходимо разместить в электронном виде на официальных сайтах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и распространять среди населения на обслуживаемой территории.

8. Личное страхование добровольных пожарных и предоставление добровольным пожарным иных выплат компенсационного характера

Согласно ст. 17 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

В законодательных актах субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах рекомендуется предусматривать расходные обязательства бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей добровольных пожарных.

Пример: ст. 14 Закона Тульской области «О добровольной пожарной охране Тульской области» предусмотрено, что личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного осуществляется за счет субсидий, выделяемых из средств бюджета Тульской области.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

Пример: ст. 5 Закона Ульяновской области от б октября 20П г. № 170-30 "Qмерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Ульяновской области" установлено, что в случае гибели ("смерти) добровольного пожарного., работника общественного объединения пожарной охраны, наступившей при тушении пожара, проведении аварийно-спасательных работ, спасении людей и имущества при пожарах и оказании первой помощи пострадавшим, членам семьи погибшего (умершего') и лицам, находившимся на его иждивении. выплачивается единовременное пособие в размере 60 тарифных ставок (окладов) пожарного противопожарной службы Ульяновской области, установленных на день выплаты пособия, в равных долях.

9. Предоставление добровольным пожарным «безденежных» социальных гарантий

Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты могут предоставлять добровольным пожарным социальные гарантии, которые не связаны с затратами из бюджетов различных уровней.

Главным образом, предоставление социальных гарантий, которые не влекут затрат денежных средств и выделение имущества, связано с отнесением добровольных пожарных к льготной категории граждан, которым предоставляется преимущество при реализации своих субъективных прав.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.

Данной нормой также предусмотрено, что добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

Кроме того, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции добровольные пожарные могут быть отнесены к льготной категории граждан, которые обладают преимуществом в реализации иных своих прав, например, предоставление вне очереди детям добровольных пожарных мест в детских дошкольных учреждениях (детских садах), установку телефона в первоочередном порядке, преимущества при приеме на работу в ГПС и т.д.

Пример: ст. 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2011 г. № 86-03 «О добровольной пожарной охране» предусмотрено, что добровольные пожарные имеют преимущественное право при приеме на работу в бюджетные учреждения противопожарной службы автономного округа (при прочих равных обстоятельствах) при условии, что сведения о добровольном пожарном содержатся в сводном реестре добровольных пожарных не менее трех лет.

Данным областным законом также предусмотрено, что работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные имеют право на внеочередную установку телефона.

10. Иные социальные гарантии добровольным пожарным

По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления добровольным пожарным могут быть предоставлены материальное вознаграждение за образцовое выполнение обязанностей добровольного пожарного.

Пример: постановлением Правительства Архангельской области от 27 марта 2012 г. № Юб-ПП утверждено Положение о материальном стимулировании деятельности добровольных, пожарных в Архангельской области, которым предусматривается, что в целях материального стимулирования органами государственной власти Архангельской области деятельности добровольных пожарных по решению руководителя общественного объединения пожарной охраны добровольным пожарным осуществляется выплата денежного вознаграждения в размере от 500 до 5000 руб.

Законодательными актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами добровольным пожарным могут быть предоставлены также такие социальные гарантии как оплата услуг мобильной связи, выплата компенсаций на санаторно-курортное лечение и т.д.

Пример: ст. 3 Закона Ульяновской области от б октября 2011 г. Ш 170-

30 "О мерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Ульяновской области" установлено, что добровольным пожарным в Ульяновской области предоставляются такие меры государственной поддержки, как ежегодная денежная выплата на оплату услуг мобильной связи в целях выполнения функций по профилактике и (или) тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в размере 300 рублей; ежегодная денежная вьшлата на оздоровление в размере 1500 рублей и т.д.

Директор Департамента Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны

и сил гражданской обороны МЧС России

полковник внутренней службы М.В.Владимиров

Оцените информацию, представленную на данной странице:
1 2 3 4 5
Спасибо, Ваш комментарий принят!
Рубрикатор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Все
Загрузка...
По вашему запросу не найдено совпадений