Общая информация

Ответы на вопросы, поступившие от субъектов

предпринимательской деятельности:

 

1. Куда может обратиться предприниматель, если он сомневается в правомерности действий сотрудника государственного пожарного надзора?

Ответ: в досудебном порядке жалоба заинтересованного лица может быть направлена:

- руководителю органа государственного пожарного надзора;

- руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

Источник: раздел V Административного регламента, утверждённого приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644.

 

2. На какие объекты требуется обеспечение вывода сигнала о пожаре в подразделения пожарной охраны? Чем это регламентировано? Что необходимо сделать собственнику объекта для того, чтобы вывести сигнал о пожаре?

Ответ: дублировать сигнал о пожаре необходимо со следующих объектов:

  • здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
  • здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

      Для того, чтобы вывести сигнал о пожаре в пожарную охрану, собственнику объекта необходимо обратиться непосредственно в подразделение пожарной охраны или отряд федеральной противопожарной службы, в районе выезда которого находится объект защиты.

      С учетом полученных технических условий, собственник объекта защиты осуществляет монтаж объектового оборудования, передающего сигнал в подразделение пожарной охраны, силами специализированной организации, во взаимодействии с организацией, обслуживающей системы противопожарной защиты объекта и имеющей лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

      Источник: часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

 

3. Кто вправе выдавать заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности?

Ответ: заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности выдаётся органом федерального государственного пожарного надзора, на территории которого находится объект защиты. Контактная информация отделов федерального государственного пожарного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного                       округа-Югры, размещена на официальном сайте Главного управления                      МЧС России по ХМАО-Югре в сети интернет (86.mchs.gov.ru.).

Источник: п. 27 Административного регламента, утверждённого приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644.

 

4. Какой срок рассмотрения заявления для получения заключения государственного пожарного надзора?

Ответ: заявление о выдаче заключения рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органе государственного пожарного надзора.

Источник: статья 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ                     «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Пункт 5.8. Инструкции по делопроизводству в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России, утверждённой приказом от 03.12.2014 № 670.

5. Кто вправе проводить проверку организации на предмет пожарной безопасности?

Ответ: федеральный государственный пожарный надзор (за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения), осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного пожарного надзора государственного контроля (надзора).

Источники: п. 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290.

Статья 14 Федерального закона от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

6. Какие основные требования предъявляются к торговым павильонам (киоскам)?

Ответ: согласно терминологии, павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;

киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.

Обязательные требования пожарной безопасности, предъявляемые к этим объектам, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (недопустимость установки в противопожарных разрывах, запрет курения, наличие инструкции о мерах пожарной безопасности, обучение работников мерам пожарной безопасности, оснащение первичными средствами пожаротушения, соблюдение требований по устройству электросетей и электрооборудования, ограничения по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, пиротехники и пр.).

Требованием добровольного применения является оснащение этих объектов пожарной сигнализацией.

Источники: раздел I, II, VII, XVIII, XIX Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Таблицы А1, А3 свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утверждённого приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175.

 

7. На что нужно обращать внимание при выборе огнетушителей?

Ответ: выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей производится в зависимости от огнетушащей способности огнетушителей, предельной площади, а также класса пожара горючих веществ и материалов.

Рассмотрим, какие бывают классы пожаров:

Класс А - пожары твердых горючих веществ и материалов (А);

Класс В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов;

Класс С - пожары газов;

Класс  D - пожары металлов;

Класс Е - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением;

Класс F - пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.

На корпусе огнетушителя в обязательном порядке должна присутствовать маркировка, на которой указано, для какого класса подходит данная модель.

Если возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение при выборе огнетушителя отдается более универсальному по области применения

Немаловажными факторами при выборе огнетушителя являются сроки его эксплуатации, периодичность обслуживания, порядок использования и меры безопасности, а также подтверждение факта сертификации.

Источник: раздел XIX Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 25 апреля 2012 года 390.

 

8. Что такое декларация пожарной безопасности? Для чего разрабатывается данная декларация? Перечислите нормативные документы, регламентирующие данный вопрос?

Ответ: Декларация пожарной безопасности – документ, содержащий информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларация пожарной безопасности введена для повышения уровня ответственности собственника, в целях обеспечения пожарной безопасности на своем объекте, чтобы он мог правильно выбрать способ его защиты от пожара, обеспечить безопасность людей.

Прежде всего, декларация направлена на то, чтобы собственник сам разобрался, что такое пожарная безопасность объекта и какие требования должны соблюдаться конкретно на его объекте. Чтобы собственник мог самостоятельно оценить, насколько его производство и технологии, которые применяются, безопасны для персонала и сотрудников, а также для третьих лиц.

За консультацией по составлению декларации можно обратиться в органы федерального государственного пожарного надзора. Контактная информация есть на сайте Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре.

Источники: статьи 6, 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

 

 

8. Порядок проведения практических тренировок с персоналом по эвакуации людей при пожаре (кто имеет право проводить, периодичность, оформление, ответственность).

Ответ: на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

Для этих целей, рекомендуется ежегодно составлять график проведения противопожарных тренировок, подготовленный ответственными должностными лицами объекта и утвержденный руководителем объекта.

Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок. Индивидуальные тренировки также проводятся для вновь принятых работников и для работников, которые по какой-либо причине не участвовали в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).

К основным документам, регламентирующих порядок организации и проведения практических тренировок, как правило, относят: приказ о подготовке и проведении тренировки, план проведения тренировки, акт по результатам проведения тренировки.

Ответственность за неисполнение требования пожарной безопасности, в части не проведения не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, классифицируется по статье  20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источники: п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 25 апреля 2012 года 390.

Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях»

 

9. Порядок проведения проверки качества огнезащитной обработки                (кто имеет право проводить, периодичность проведения, оформление, ответственность).

Ответ: руководитель организации осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

Проверка качества осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя огнезащитного состава и нормативных документов по пожарной безопасности.

Проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) может организовать непосредственно руководитель организации, при наличии аттестованного оборудования, поверенных средств измерений и квалифицированного персонала или привлечь к оценке соответствия организации, обладающие подтвержденной необходимой компетенцией.

Ответственность руководителя объекта за неисполнение требования пожарной безопасности, в части невыполнения указанных работ (отсутствия актов), классифицируется по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источники: п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по

контролю (надзору) (утв. МЧС России 3 июля 2014 г.).

Приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу,
техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения
пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225.



10. Порядок проведения очистки вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующих актов (кто имеет право проводить, периодичность проведения, оформление, ответственность).

Ответ: руководитель организации определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год, с составлением соответствующего акта.

В случае, если вентиляционные камеры, циклоны, фильтры и воздуховоды,  являются системой (элементами системы) дымоудаления и противодымной вентиляции, то на проведение работ по их техническому обслуживанию и ремонту требуется лицензия МЧС России.

Особо следует отметить, что очистку вентиляционных систем пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений необходимо осуществлять пожаровзрывобезопасными способами. Несоблюдение этих требований может привести к пожару или взрыву.

Ответственность для руководителя объекта за неисполнение требования пожарной безопасности, в части невыполнения указанных работ (отсутствия актов) классифицируется по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник: п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

п. 4 приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу,
техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения
пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225.

 

11. Формы и методы проведения проверок ГУ МЧС России по ХМАО-Югре в 2018 году?

Ответ: На сегодняшний день проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводятся в выездной форме.

При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

1) выполнение условий соответствия объекта защиты и (или) территории (земельного участка) требованиям пожарной безопасности;

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности:

- исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия;

- информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;

- на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

- устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;

- во исполнение поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Источник: п.п. 62, 74 Административного регламента, утверждённого приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644.

 

12. Предоставьте информацию о системе внедрения независимой оценки пожарного риска на территории округа?

В целях информирования граждан и организаций о возможности получения государственных услуг по регистрации копий заключений о независимой оценке пожарного риска, в том числе в электронном виде (через Единый портал государственных услуг), организованы и проведены в средствах массовой информации, в том числе на местных телерадиоканалах автономного округа, выступления (публикации) об альтернативных формах обеспечения пожарной безопасности объектов защиты путем проведения независимой оценки пожарного риска аккредитованными экспертными организациями.

Аналогичная информация размещалась на официальных сайтах муниципальных образований автономного округа. Всего в текущем году проведено более 30 выступлений (публикаций) на данную тематику.

Комиссией Главного управления на территории автономного округа аккредитовано 16 экспертных организаций, осуществляющих свою деятельность в области независимой оценке пожарного риска. Информация об аккредитованных организациях размещена на официальном сайте Главного управления в разделе «Добровольная аккредитация».

Разработана и размещена на официальном сайте Главного управления в разделе «Государственные услуги» пошаговая инструкция для заявителей о предоставлении государственной услуги в электронном виде через Единый портал государственных услуг.

В адрес аккредитованных экспертных организаций, расположенных на территории автономного округа, направлены информационные письма о начале действия сервиса по приему и регистрации копий заключений о независимой оценке риска в электронном виде, через Единый портал государственных услуг.

Инспекторским составом подразделений надзорной деятельности Главного управления при проведении надзорных мероприятий на объектах защиты до руководителей организаций доводится информация о современных методах обеспечения пожарной безопасности объекта защиты путем проведения независимой оценки пожарного риска.

Данная информация также доводится до граждан автономного округа, обратившихся за консультацией по вопросам обеспечения пожарной безопасности в подразделение надзорной деятельности Главного управления.

 

13. В чем заключается риск-ориентированный подход?

Ответ: В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Источник: ст. 8.1. Федерального закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

14. Каким образом осуществляется отнесение субъектов к той или иной категории риска?

Ответ: в соответствии с приложением к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется на основании соответствующих критериев.

1. При отнесении объектов защиты к категориям риска, используются:

а) классификация зданий и сооружений по функциональной пожарной опасности, пожарной и взрывопожарной опасности, а также наружных установок по пожарной опасности в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

б) классификация опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

в) классификация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты относятся к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты дошкольного и начального общего образования;

объекты основного общего и среднего (полного) общего образования;

объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул;

объекты, на которых осуществляется предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказание стационарной медицинской помощи;

б) к категории значительного риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф1.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска), Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска) и Ф4.2;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1, в которых располагаются опасные производственные объекты I, II, и III классов опасности;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся складскими зданиями государственного материального резерва, зданиями книгохранилищ и архивов федерального значения, зданиями таможенных терминалов;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой 28 метров и более;

в) к категории среднего риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой 28 метров и более;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой от 15 до 28 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф5.1 и Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В;

наружные установки, относящиеся к категориям АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности;

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками;

г) к категории умеренного риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой до 15 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой до 28 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф2.3, Ф2.4 и Ф4.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска и плоскостных стоянок для автомобилей) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.3 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

наружные установки категорий ВН, ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности;

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (кроме объектов, относящихся к категории среднего риска);

д) к категории низкого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся плоскостными стоянками для автомобилей;

временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки;

иные объекты защиты.

Источник: Приложение к Положению о федеральном
государственном пожарном надзоре, утверждённому постановлением правительства российской Федерации от 12.04.2012 № 290.

 

15. Что такое независимая оценка пожарного риска?

Ответ: независимая оценка пожарного риска (далее - НОР) или аудит пожарной безопасности – оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска.

Проводить НОР имеет право только экспертные организации, имеющие аккредитацию МЧС России. НОР проводится на основании договора, заключенного между собственником объекта и экспертной организацией.

Источник: ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ                       «О пожарной безопасности».

п. 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304.

 

16. Предусматривается ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов МЧС России на представителей малого бизнеса?

Ответ: С учётом особенностей организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства, не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

К таким видам относится деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи, дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее (полное) общее образование, деятельность детских лагерей на время каникул, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания).

Источники: ст. 26.1. Федерального закона от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944
«Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

 

17. Какие результаты ожидаются от вносимых изменений в законодательство в части защиты предпринимательского сообщества?

Ответ: в результате внедрения нового подхода и установления «надзорных каникул», МЧС России существенно сократило количество плановых проверок объектов защиты. Плановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса проводятся только в случае осуществления ими определённых Правительством Российской Федерации видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере. Так, количество плановых проверок по сравнению к предыдущему году сокращено практически на 38 %, а в сравнении с 2013 годом – более чем в 4,5 раза.

В случае отсутствия угрозы жизни и здоровью людей, предусматривается отмена внеплановых проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний субъектам малого и среднего предпринимательства.

Предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты,  МЧС России инициировано внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части отмены ряда составов статьи 20.4. Кодекса.

Источники: Федеральный закон от 31.12.2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон от 03.07.2016 года  № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Приказ МЧС России от 12.09.2016 № 492.

 

18. Какая работа ведется в рамках оказания помощи и снижения нагрузок на бизнес-сообщества?

Ответ: МЧС России проведена и продолжается масштабная работа, направленная на снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Основными направлениями этой работы явились:

- исключение проверок предпринимателей, установление так называемых «надзорных каникул»;

- взаимодействие с бизнес-сообществом по актуальным вопросам;

- развитие системы независимой оценки рисков и декларирования;

- уход от тотального назначения штрафных санкций;

- внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты для создания благоприятного правового поля, направленного на развитие предпринимательской деятельности;

- организация и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики при осуществлении надзоров МЧС России и др.

 

19. Есть ли какие-то практические результаты совместной деятельности ГУ МЧС России по ХМАО-Югре с представителями бизнес-сообщества?

Ответ: Для обеспечения открытости надзорной деятельности, оперативного решения возникающих проблемных вопросов, заключены Соглашения о взаимодействии со всеми региональными отделениями общероссийских общественных организаций, зарегистрированными на территории округа:

- с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в                              Ханты-Мансийском автономном округе-Югре;

- с Ханты-Мансийским окружным региональным отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»;

- с региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре «ОПОРА РОССИИ»;

- с региональным отделением по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей»;

- с Торгово-промышленной палатой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;

- с некоммерческой организацией «Фонд поддержки предпринимательства Югры».

В рамках заключенных соглашений, ежегодно, с участием бизнес-сообществ, проводятся совещания (круглые столы, конференции и т.д.) на которых озвучивается информация о современных методах надзора, а также об изменениях в действующем законодательстве, регулирующем вопросы осуществления государственного надзора, входящего в компетенцию МЧС России.

 

         20. Сколько должно быть огнетушителей в магазине?

Ответ: руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам, установленным приложением № 1 Правил противопожарного режима в российской Федерации.

Источник: п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

 

 

21. Перечислите основные требования, предъявляемые к содержанию источников наружного противопожарного водоснабжения?

Ответ: основными требованиями к источникам наружного противопожарного водоснабжения является:

- содержание источников в исправном состоянии;

- проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью), с составлением соответствующих актов;

-  информирование подразделений пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого;

-  своевременная очистка от снега и льда в зимнее время пожарных гидрантов, их доступность для подъезда пожарной техники;

-  обозначение направления движения к пожарным гидрантам и водоемам,  указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. 

Источник: п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

 

22. При каких условиях возможно прекращение переписки с заявителем?

Ответ: прекращение переписки с заявителем возможно в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Источники: ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

п. 3.22 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённой приказом МЧС России от 31 марта 2015 г. № 145.

 

23. Возможно ли применение пластиковых труб при устройстве системы внутреннего противопожарного водопровода?

Ответ: в объединенных системах противопожарного водоснабжения трубопроводы, предназначенные для подачи воды на пожаротушение, вводы и сети водопровода в подвалах, чердаках, технических этажах, противопожарные стояки и т.п., следует выполнять из металлических труб (кроме чугунных), а также из полимерных материалов, имеющих пожарный сертификат.

Трубопроводы в пожарных насосных станциях, а также всасывающие линии за пределами пожарных насосных станций следует проектировать из стальных труб на сварке с применением фланцевых соединений для присоединения к пожарным насосам и арматуре.

Источники: п. 10.1 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

п. 7.1.3 Свода правил СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

п. 4.2.13.  Свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности».

 

24. Как учитываются при планировании проверок проведенная в отношении объекта защиты оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (НОР)?

Ответ: В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана, проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;

по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации № 944.

Источник: п. 48 Административного регламента, утверждённого приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644.

 

25. Каким нормативным документом определяются правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска?

Ответ: Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска определены постановлением Правительства РФ от 07.04.2009              № 304.

 

26. В каких случаях экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты?

Ответ: экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска объекта, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности либо который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Источник: п. 3 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 № 304.

 

27. Какое количество эвакуационных выходов необходимо обеспечивать в помещениях с одновременным пребыванием 80 человек?

Ответ: при одновременном пребывание в помещении более 50 человек требуется не менее двух эвакуационных выходов.

Источник: п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012                № 390.

 

28. Необходимо ли устанавливать на противопожарную дверь устройство для автоматического закрывания?

Ответ: противопожарные двери должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Источник: ч. 8 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

29. Как регистрировать противопожарные инструктажи?

Ответ:о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Источник:  п. 10 норм пожарной безопасности  «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от12.12.2007 № 645.

 

30. Кем проводится противопожарный инструктаж?

Ответ:противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации.

Источник:  п. 6 норм пожарной безопасности  «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от12.12.2007 № 645.

 

31. Будет ли сообщены мои личные сведения третьим лицам при написании обращения?

Ответ:при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию.

Источник: ч. 2 статьи 6 ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

п. 3.2. ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

32. В течении какого времени регистрируется заключение НОР?

Ответ:предоставление государственной услуги осуществляется в день поступления копии заключения.

Источник: п.11 приказа МЧС России от 29.07.2015 № 405 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска».

 

33. Сроки рассмотрения письменного обращения (жалобы) о нарушениях требований пожарной безопасности?

Ответ:письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Источник: ст. 12. Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

34. Какой период проведения проверки работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации?

Ответ:руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта, с оформлением соответствующего акта проверки.

Источник: п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Контакты

112
Единая дежурно-диспетчерская служба
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3467) 397-777
Единый «телефон доверия»
gu@86.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)