Обзор правоприменительной практики при осуществлении лицензионного контроля деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемого на территории Ханты-Мансийского автон

 

I. Общие положения

В соответствии с действующим законодательством, Главным управлением осуществляетсялицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В течение ряда лет, Министерством ведется активная работа по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства и повышению доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности.

В рамках реализации положений «реформы контрольной и надзорной деятельности» управлением организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, подготовлен обзор правоприменительной практики лицензионного контроля за 2018 год.

Целями обзора являются:

обеспечение единства практики применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

Задачами обзора являются:

выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

 

II. Количество лицензиатов, взятых на учёт для осуществления государственного контроля 

На отчётный период, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляют деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений  подлежащей лицензированию 590лицензиатов.

 

III. Анализ проведения плановых и внеплановых проверок по лицензионному контролю за 5 лет

На основе анализа плановых и внеплановых проверок в рамках лицензионного контроля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 5 лет сделаны следующие выводы:

в течение указанного времени проходило плавное снижение количества плановых проверок, резкое снижение количества плановых проверок зафиксировано после введение  программы «Контрольно надзорные каникулы»;

также отмечается небольшой процент внеплановых проверок по отношению к плановым, что говорит о добросовестном отношении лицензиатов на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югре к исполнению законодательства при осуществлении своей деятельности;

существует резкое увеличение числа внеплановых проверок в 2016 году, однако, все внеплановые проверки в 2016 году были проведены по поручению Заместителя председателя Правительства Российской ФедерацииД.Н. Козака от 16.11.2016 № ДК-П9-6905, в то время как в предыдущих годах внеплановые проверки проводились по контролю за предписаниями.

 

IV. Планирование и проведение проверок лицензиатов и соискателей лицензий в области пожарной безопасности

В соответствии с решением проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (протокол от 23 августа 2017 г. № 57), на 2018 год плановые проверки лицензиатов, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности не планировались и не проводились.

За 2018 год, проведено 78 предлицензионные проверки соответствия лицензиатов и соискателей лицензии лицензионным требованиям при намерении осуществлять или осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, из них:

64 проверок – по заявлениям о предоставлении лицензии, из них по 3 проверкам выявлены не соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям;14 проверок – по заявлениям о переоформлении лицензии. 7 внеплановых проверок проведено по поручениям лицензирующих органов других субъектов Российской Федерации.

 

V. Административная ответственность лицензиатов осуществляющих лицензируемый вид деятельности в области пожарной безопасности

1) 08.02.2018 (А-75-21054/2017) Арбитражный суд ХМАО, рассмотрение заявления о привлечении к административной ответственности ООО «Инженерные системы» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения – юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.

2) 26.02.2018 (А-75-21052/2017) Арбитражный суд ХМАО, рассмотрение заявления о привлечении к административной ответственности ООО «Инженерные системы» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения – юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.

3) 13.04.2018 (А-75-1332/2018) Арбитражный суд ХМАО, рассмотрение заявления о привлечении к административной ответственности ООО «Комасс» по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения – юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.

 

VI. Основные нарушения при проведении мероприятий по контролю деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Нарушение требований подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности здании и сооружений, утвержденного постановление правительства Российской Федерации № 1225 от 30.12.2011 - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

Нарушение требований подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности здании и сооружений, утвержденного постановление правительства Российской Федерации № 1225 от 30.12.2011 - наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица.

Нарушение требований подпункта «д» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности здании и сооружений, утвержденного постановление правительства Российской Федерации № 1225 от 30.12.2011 - выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".  Данное нарушение влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

 

VII. Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным

Во избежание вышеуказанных нарушений, руководителям организаций необходимо своевременно организовывать обучение своих сотрудников (работников) в соответствующих образовательных организациях.

При формировании своего штата для осуществления работ, оказания услуг в области лицензируемой деятельности учитывать трудовой стаж работников в области лицензируемой деятельности.

При проектировании, монтаже, техническом обслуживание и ремонте средств обеспечения пожарной безопасности непосредственно на объекте, уделять особое внимание контролю всех проводимых работ, в целях не допущения нарушений установленных требований.

В целях исключения случаев подобных нарушений подконтрольным субъектам целесообразно в процессе осуществления деятельности руководствоваться положениями постановлений Правительства от 30.12.2011 №  1225 и от 31.01.2012 №  69, а также выполнять требования федеральных законов от 04.05.2011 №  99-ФЗ и от 21.12.1994 №  69-ФЗ, а в случае неясности или неоднозначности трактовки обязательных требований, обращаться за разъяснениями в подразделения МЧС России.

Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проводится информирование соискателей лицензии и лицензиатов посредством консультаций (письменных, устных на личном приеме, по телефону, по электронной почте), размещением информации на информационных стендах в Главном управлении, размещением информации на сайте Главного управления в сети Интернет. Необходимо отметить, что на сайте Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре размещена вся необходимая консультативная информация соискателям лицензии и лицензиатамо государственной функции лицензионного контроля в области пожарной безопасности.

 

Контакты

112
Единая дежурно-диспетчерская служба
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3467) 397-777
Единый «телефон доверия»
gu@86.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)