Обзор правоприменительной практики при осуществлении лицензионного контроля деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, осуществляемого на территории Ханты-Мансийского автономного округа –
I. Общие положения
В соответствии с действующим законодательством, Главным управлением осуществляетсялицензионный контроль при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
В течение ряда лет, Министерством ведется активная работа по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства и повышениюдоли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности.
В рамках реализации положений «реформы контрольной и надзорной деятельности» управлением организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, подготовлен обзор правоприменительной практики лицензионного контроля за 2018 год.
Целями обзора являются:
обеспечение единства практики применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обзора являются:
выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательныхтребований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
II. Количество лицензиатов, взятых на учёт для осуществления государственного контроля
На отчётный период, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре осуществляют деятельность в области пожарной безопасности, подлежащей лицензированию 36 лицензиатов осуществляют деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
III. Планирование и проведение проверок лицензиатов и соискателей лицензий в области пожарной безопасности
В соответствии с решением проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (протокол от 23 августа 2017 г. № 57), на 2018 год плановые проверки лицензиатов, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности не планировались и не проводились.
За 2018 год, проведено5предлицензионныхпроверок соответствия соискателя лицензии и лицензиаталицензионным требованиямпри намерении осуществлять или осуществляющих деятельностьпо тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, из них 2 проверки - по заявлениям о предоставлении лицензий; 3 проверки – по заявлениям о переоформлении лицензий, по результатам проведенных внеплановых проверок нарушений лицензионных требований не выявлено.
IV. Административная ответственность лицензиатов осуществляющих лицензируемый вид деятельности в области пожарной безопасности
За отчётный период лицензиаты к административной ответственности не привлекались.
V.Основные нарушения лицензиатов при проведениимероприятий по контролюдеятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
1.Отсутствие у лицензиата зданий, помещений и сооружений (пожарное депо) необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности;
2. Отсутствие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации.
3. Наличие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у участвующих в действиях по тушению пожаров работников;
4. Отсутствие соответствующего образования (подготовки) у работников организации, выполняющих лицензируемый вид деятельности;
5. Отсутствие повышения квалификации у работников организации, выполняющих лицензируемый вид деятельности, не реже 1 раза в 5 лет.
6. Не выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.
7. Применение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям не подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия.
8. Не соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к предоставлению информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О пожарной безопасности".
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по тушению пожаров относятся нарушения требований, предусмотренных соответственно подпунктами "а", "б" и "з" пункта 3 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
VI. Руководство по соблюдению обязательных требований,
дающее разъяснение, какое поведение является правомерным .
Во избежание вышеуказанных нарушений, руководителям организаций необходимо своевременно организовать обучение своих сотрудников (работников) в соответствующих образовательных организациях, а также обеспечить прохождение сотрудниками медицинского обследования (осмотра) в установленные сроки.
Кроме того, необходимо обновлять, либо проводить своевременное и качественное техническое обслуживание (испытания) необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности уже имеющейся пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента. Целесообразно проводить внезапные проверки готовности дежурных смен к реагированию на пожары (участие в пожарно-тактических учениях, проведение занятий с полным развертыванием пожарной техники, участие в решении пожарно-тактических задач). При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, соблюдать требования установленные нормативно правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.