Закон ХМАО - Югры от 30.09.2011 № 86-оз "О добровольной пожарной охране"
Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 30 сентября 2011 года
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О добровольной пожарной охране", другими федеральными законами регулирует правоотношения в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).
Статья 1. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принимает законы автономного округа в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны и осуществляет контроль за их исполнением.
2. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство автономного округа) в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны:
1) реализует меры по правовой и социальной защите работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных и членов их семей;
Подпункт 2 пункта 2 статьи 1 (в части осуществления Правительством автономного округа финансовой поддержки деятельности добровольной пожарной охраны) вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 8 данного документа).
2) осуществляет материально-техническую и финансовую поддержку деятельности добровольной пожарной охраны;
3) обеспечивает методическое сопровождение организации деятельности добровольной пожарной охраны;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
3. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют полномочия в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, установленные федеральным законодательством.
Статья 2. Организация добровольной пожарной охраны в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
1. Для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях могут создаваться территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины, объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины.
2. Добровольная пожарная охрана осуществляет несение службы (дежурство) в составе гарнизона пожарной охраны и привлекается к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
3. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными определяется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 3. Задачи добровольной пожарной охраны
1. В соответствии с федеральным законодательством основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
1) осуществление профилактики пожаров;
2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
2. Участие добровольной пожарной охраны в профилактике пожаров в автономном округе осуществляется в одной из следующих форм:
1) проведение противопожарных инструктажей населения, персонала предприятий (организаций);
2) информирование надзорных органов о случаях нарушения правил пожарной безопасности на территориях населенных пунктов (предприятий, организаций);
3) пропаганда мер пожарной безопасности.
Статья 4. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны
1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны в соответствии с федеральным законодательством осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти автономного округа вправе в порядке, установленном Правительством автономного округа, передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны.
Пункт 3 статьи 4 вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 8 данного документа).
3. Финансовое обеспечение предусмотренной настоящим Законом правовой и социальной защиты (в том числе в случае заболевания либо гибели (смерти) работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных, привлекаемых органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.
4. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с федеральным законодательством вправе оказывать поддержку общественным объединениям пожарной охраны, осуществлять материальное стимулирование добровольных пожарных в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 5. Правовая и социальная защита работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных
Пункт 1 статьи 5 вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 8 данного документа).
1. Работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным, привлекаемым органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, за счет средств бюджета автономного округа в порядке, установленном Правительством автономного округа, возмещаются расходы, связанные с использованием в служебных целях личного транспорта либо с проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси), понесенные во время участия в тушении пожаров, несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения профессиональной подготовки.
Пункт 2 статьи 5 вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 8 данного документа).
2. Добровольным пожарным, привлекаемым органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, в порядке, установленном Правительством автономного округа, оплачивается шесть дней дополнительного отпуска, предоставляемого по месту основной работы без сохранения заработной платы на время участия в тушении пожаров, несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения профессиональной подготовки.
3. Добровольные пожарные имеют преимущественное право при приеме на работу в бюджетные учреждения противопожарной службы автономного округа (при прочих равных обстоятельствах) при условии, что сведения о добровольном пожарном содержатся в сводном реестре добровольных пожарных не менее трех лет.
4. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные имеют право на внеочередную установку телефона.
5. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с федеральным законодательством вправе за счет средств бюджетов муниципальных образований устанавливать меры правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных.
Статья 6. Гарантии правовой и социальной защиты в случае заболевания либо гибели (смерти) работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных
Пункт 1 статьи 6 вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 8 данного документа).
1. Работникам добровольной пожарной охраны при прекращении трудового договора, а также добровольным пожарным при исключении их из реестра добровольных пожарных вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного в период их привлечения органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, за счет средств бюджета автономного округа выплачивается единовременное пособие в размере и порядке, установленных Правительством автономного округа.
Пункт 2 статьи 6 вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 8 данного документа).
2. В случае гибели (смерти) работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных в период привлечения их органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим либо в случае смерти вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в указанный период, членам семей работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных за счет средств бюджета автономного округа в порядке, установленном Правительством автономного округа, выплачиваются:
1) единовременное пособие в размере 120 должностных окладов, установленных на день выплаты пособия;
2) материальная помощь на погребение в размере, установленном Правительством автономного округа.
Пункт 3 статьи 6 вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 8 данного документа).
3. Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) работника добровольной пожарной охраны, добровольного пожарного, являются:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке;
2) родители;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения до их окончания, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
4. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с федеральным законодательством вправе за счет средств бюджетов муниципальных образований устанавливать гарантии правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных и членов их семей.
Статья 7. Страхование добровольных пожарных
Пункт 1 статьи 7 вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 8 данного документа).
1. Добровольные пожарные, привлекаемые органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, подлежат личному страхованию за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание указанных органов, в объеме, определяемом Правительством автономного округа.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, привлекающие работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, в соответствии с федеральным законодательством могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 2 пункта 2 статьи 1 (в части осуществления Правительством автономного округа финансовой поддержки деятельности добровольной пожарной охраны), пункта 3 статьи 4, пунктов 1 и 2 статьи 5, пунктов 1 - 3 статьи 6, пункта 1 статьи 7, вступающих в силу с 1 января 2012 года.
Губернатор Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.КОМАРОВА
г. Ханты-Мансийск
30 сентября 2011 года
N 86-оз