27 февраля 2020, 16:12
1484
14 минут

Итоги работы Государственного пожарного надзора в Югре в 2019 году

Интервью о результатах правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Югры в 2019 году рассказывает заместитель начальника управления надзорной деятельности Главного управления Сергей Мочиевский.

- Сергей Владимирович, на сегодняшний день основным критерием результативности работы пожнадзора остается статистика пожаров, а точнее рост или снижение количества пожаров и числа пострадавших при этом людей. Так ли это, и какова обстановка была в 2019 году?

- Я, скорее, назвал бы статистику по пожарам одним из косвенных критериев. Есть еще ряд показателей, оценивающих эффективность деятельности инспекторов и управления в целом. Что касается обстановки с пожарами, то за год на территории Югры зафиксирован рост количества пожаров более чем на 60%. При этом если брать показатели на 100 тысяч населения, объективно характеризующие обстановку в разных субъектах, то регион входит в десятку самых безопасных: по пожарам мы на 9 месте, погибшим – на 11-м по России. Рост по сравнению с предыдущим годом обусловлен в основном внесением изменений в порядок учёта пожаров. Большой прирост дали пожары, связанные с горением сухой травы и мусора, которые раньше классифицировались в отдельную категорию как загорания. В среднем ежедневно в округе происходило 7 пожаров, а каждый 50-й случай приводил к гибели. При этом за год подразделения спасли 323 человека, эвакуировали более пяти тысяч.

- Планируя работу, ваше ведомство как-то ориентируется на количество пожаров?

- Конечно. Детальный анализ пожаров проводится ежемесячно по множеству параметров: объект, причина, условия, способствовавшие травмированию, и так далее… Ежесуточно готовится сводка, где также идет сравнение с прошлогодними показателями. Если есть признаки возрастания, то усиливается профилактическая работа. По всем направлениям. Например, увеличилось количество пожаров в садово-огороднических товариществах в Сургуте, следовательно, тут же разрабатывается комплекс мер, направленный на стабилизацию обстановки в этом муниципальном образовании. Формат профилактики различный: от рейдов и сходов граждан, до установки автономных пожарных извещателей. Как правило, мероприятия проводятся комплексно, с участием всех хозяйствующих и управляющих субъектов: например, в СОТах - гражданин, председатель СОТ, обслуживающие организации, администрация муниципального образования, вплоть до органов исполнительной власти субъекта.

- То есть по результатам анализа пожаров, допустим, за год, можно выделить некие «категории риска»?

- Условно. Риск возникновения пожаров существует везде, где есть горючая среда. Вопрос в том, как обеспечивается безопасность. И если, допустим, на производстве, за это отвечает специально подготовленный человек, проводятся инструктажи, ежедневно осматриваются помещения, то в квартире такого специалиста не назначишь, здесь все зависит от самосознания граждан. Естественно, специалисты противопожарной службы проводят инструктажи и поквартирные обходы, но, повторюсь, возьмет на вооружение эту информацию гражданин или нет, все-таки зависит от зрелости и ответственности человека за себя и близких.

По поводу «категорий рисков»: в 2019-м наиболее часто объектами возникновения пожаров становились жилые здания (45%), мусор и сухая трава (25%) и автотранспорт (12%). Причинами возгораний чаще всего становилось неосторожное обращение с огнем, неисправность или нарушение эксплуатации электрооборудования и печи.

- После инструктажей инспекторы проводят проверки?

- Нет. Есть поднадзорные объекты, которые в зависимости от характеристики проверяются планово с определенной периодичностью. Индивидуальные дома туда не входят. Сейчас у нас на учете 46 тысяч объектов, это примерно 230 объектов на одного инспектора. Сюда в основном входят объекты здравоохранения, образовательные, культурно-просветительские, зрелищные, развлекательные, производственные учреждения. Определяется отношение объекта к одной из шести категорий – от низкой до чрезвычайно высокой, и определяется периодичность проверок. В 2019 году сотрудниками пожарного надзора проведена 2641 проверка, в ходе которых выявлено 4874 нарушения требований пожарной безопасности, установлено устранение 4621 ранее выявленного нарушения. По фактам нарушений возбуждено 1747 административных дел, из них 650 в отношении юридических лиц, 1097 – в отношении физических лиц. Назначено 632 штрафа, а также вынесено 797 предупреждений.

- А есть ли типовые нарушения, характерные для всех объектов?

- Наиболее массовыми нарушениями со стороны подконтрольных нам объектов являются неисправности механизмов для самозакрывания противопожарных дверей, что влияет на быстрое распространение дыма в случае пожара, в том числе и на путях эвакуации, отрезая людям выход.

Вторым частым нарушением является несоответствие нормам эвакуационных путей и выходов, это и недостаточное расчетное количество таких выходов, заужение проходов, закрытие эвакуационных дверей на замки, не позволяющие отпереть их без ключа, захламление путей эвакуации и лестничных клеток различными материалами или предметами. Весь этот блок нарушений зачастую допускается в ходе перепланировок зданий или помещений. В данном случае, чтобы обеспечить требуемый уровень безопасности, собственникам и арендаторам достаточно усвоить, что нельзя просто так взять и отступить от проектных решений и наделать перегородок или заложить двери так, как хочется. Почему? Все просто, проекты создаются с уже соответствующими нормам решениями. Затем они еще и проходят экспертизу.

Следующим типовым нарушением является отсутствие автоматического дублирования сигналов о возникновении пожара от сигнализации в подразделения пожарной охраны. Важность такого дублирования заключается в исключении человеческого фактора при возникновении пожара. То есть в здании произошло загорание, сработала пожарная сигнализация, параллельно поступает сообщение в пожарную охрану. Никто никуда не звонит, все происходит автоматически.

Нередки нарушения требований к системам и средствам автоматической противопожарной защиты зданий, а также недостатки по их обслуживанию. Часто встречается просто отсутствие пожарных извещателей, значит, при пожаре в этом помещении сигнализация не сработает, оповещения не будет. Это фактически лишение людей возможности эвакуации в случае пожара. Иногда встречается отсутствие систем пожаротушения, дымоудаления и аварийного освещения на объектах, которые должны быть ими оборудованы. Что приводит к тем же последствиям. Системы пожарной автоматики должны работать, как часы, иначе от них теряется весь смысл.

Также в ходе проверок часто выявляем случаи несоответствия отделочных материалов на путях эвакуации. Например, в коридоре учреждения стены отделываются горючим материалом из полимеров, которые интенсивно поддерживают горение. Будет ли такой путь эвакуации безопасным при пожаре?

Следующее нарушение касается уже содержания территории. В частности, во многих садовых товариществах элементарно отсутствуют проезды, позволяющие пожарной технике добраться к месту вызова. Тупиковые проезды могут быть протяженностью свыше километра, тогда как допускается не более 150 метров. То есть едет девятиметровый пожарный автомбиль на вызов по такому проезду, а чаще два отделения на двух автомобилях, и им надо развернуться, так как необходимо будет в процессе тушения добираться до водоисточника. На это уходит очень много времени, что в ходе тушения пожара критично. Я уже не говорю о том, что эти проезды, особенно зимой, вплотную заставлены легковым транспортом.

Есть типовое нарушение, касающееся организации обеспечения пожарной безопасности, – это отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности на объекте. В этом документе отражаются вопросы поведения работников с точки зрения обеспечения пожарной безопасности. Например, порядок содержания рабочих мест, ответственные за содержание путей эвакуации, действия в случае пожара… Этот документ не требует каких-либо финансовых вложений, но, как показывает практика, играет важную роль. Даже в ходе тренировок на объектах сразу видно, где работники действуют по инструкции, а где при запуске сигнализации происходят хаотичные действия.

В принципе, я привел максимально короткий перечень нарушений, с которыми мы часто сталкиваемся. Кстати, по опыту могу сказать, что добросовестные собственники объектов к проверкам относятся положительно, желая удостовериться в выполнении полного комплекса мер безопасности либо получить информацию о недостатках.

- Сейчас есть такое понятие как «расчет пожарного риска». Собственник может заключить договор с организацией, которая проведет ему такой расчет, и после этого объект будет считаться не поднадзорным вам. Как вы к этому относитесь?

- Подобные расчеты проводятся с использованием специальных лицензированных программ. В принципе, при наличии фактических нарушений расчетные данные будут отрицательными. Если по-простому, то в программу закладываются довольно обширный перечень данных об объекте, и затем расчет происходит автоматически. Были случаи, когда организации намеренно, на бумаге, подгоняли эти данные, чтобы выходил положительный результат. Во избежание таких случаев расчеты проверяются инспекторским составом, как раз именно соответствие данных о здании, принятых к расчету, фактическому состоянию. При выявлении несоответствий, естественно, заключение считается несостоятельным, а организация, оказавшая «медвежью услугу», лишается лицензии.

- Сергей Владимирович, как Вы оцениваете 2019 год с точки зрения обстановки с пожарами?

- На протяжении последних 20 лет в Югре наблюдается стабильная динамика снижения гибели и травматизма людей на пожарах, как я уже говорил, Югра входит в десятку регионов наиболее благоприятных с точки зрения пожарной безопасности, и 2019-й – не стал исключением. Стоит отметить, что сам факт смягчения негативных последствий от пожаров, снижения самого количества пожаров это явления не хаотичные, а итог комплексной работы федеральных органов, правительства Югры и муниципалитетов. Работа ведется начиная с бесед и инструктажей в жилом секторе и вплоть до подготовки предложений по внесению изменений в законодательство на федеральном уровне.

 - В завершение нашей беседы, что бы Вы хотели сказать югорчанам?

- Во-первых, напомнить, что в первую очередь гражданин сам в себе должен воспитать чувство ответственного отношения к требованиям пожарной безопасности. Также хочу отметить, что сейчас по всем вопросам пожарной безопасности на абсолютно безвозмездной основе можно проконсультироваться со специалистами посредством личного обращения в любое пождразделение надзорной деятельности, обращением через официальный интернет-портал или по телефону.

В заключении хочу довести коротко о важных нововведениях в законодательстве о пожарной безопасности:

- с 1 января 2019 года в силу вступил новый порядок учета пожаров. Принципиальным отличием стало исключение такого понятия, как загорание. Ранее как загорания учитывались случаи горения бесхозных зданий и транспортных средств, сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах и приусадебных участках, пожнивных остатков и мусора;

- 17 июня 2019 года внесены дополнения в часть 3 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях, которыми установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации, вызванной лесными пожарами. Санкциями данной части предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

- существенные изменения внесены постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года в Правила противопожарного режима. В частности, запрещается использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. Руководители зрелищных учреждений теперь должны обеспечивать информирование зрителей о правилах пожарной безопасности путем трансляции речевого сообщения либо демонстрации перед началом сеансов в кинозалах и т.д.


Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

112
Единая дежурно-диспетчерская служба
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3467) 397-777
Единый «телефон доверия»
gu@86.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)