24 февраля 2022, 15:43
1835
8 минут

Добрые ангелы из службы «112». Как работает ЕДДС?

Секретами своей профессии делится Светлана Бухтоярова, начальник Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) МКУ «Управление гражданской защиты населения».

– Место вашей работы имеет длинное название, а круг обязанностей достаточно широк. С чем бы вы сами сравнили основные функции ЕДДС?

– Совсем недавно услышала мнение о том, что нашу работу сравнивают с «армией». Очень запомнилось данное высказывание, потому что мы действительно призваны защищать всех граждан, без разбора на возраст и социальный статус. Главная наша задача – спасение жизни и здоровья людей, мы связующее звено между заявителем и специализированными службами, координирующий и контролирующий орган.

– А какие пути-дороги привели вас в столь непростую структуру?

– Родилась я в Ханты-Мансийске, закончила школу №3. С детства мечтала стать журналистом. Правда, родители решили доказать, что эта профессия не моя, поэтому в восьмом классе включили в состав съемочной группы, которая выезжала в лагерь «Орленок» на съемки передачи. Думали, что увидев изнутри телевизионную «кухню», я изменю свои планы. Но в результате интерес только усилился, и я в свободное время бежала в ТРК. В результате закончила журфак и стала главным редактором журнала.

Правда, потом произошла некая переоценка ценностей, и профессия показалась не такой уж интересной и важной. Шесть лет работала в торговле, прошла путь от продавца-консультанта до руководителя подразделения, получив тем самым неоценимый опыт общения с людьми.

А после декретного отпуска меня пригласили в ЕДДС, тогда только организовывали линию «112». Поначалу прельстил сменный график работы, думала, как хорошо три дня находиться дома! В итоге работа переросла в образ жизни. В ЕДДС невозможно просто отсидеть свою смену, человек либо живет этим, и ему нравится, либо понимает свою ошибку. Если того требуют обстоятельства, то даже после пересменки люди домой не уходят, особенно если в этот момент на контроле находится происшествие, которое требует особого внимания.

– Скажите честно: диспетчер ЕДДС ощущает себя Бэтменом или Человеком-Пауком, массово спасающим человеческие жизни?

– Нет, конечно. Мы не всемогущи, нет у нас суперспособностей. Но действительно порой появляется осознание того, что на работу ты пришел не зря и сделал все, что должен был сделать. Само собой разумеется, «чужими» руками – пожарных, спасателей, полицейских, медиков – но именно ты направил их в нужное место и в нужное время. Вообще в городе много настоящих героев, например, наши спасатели подходят под эту категорию.

– И как можно стать одним из ваших «ангелов-хранителей»?

– Начнем с того, что человек «с улицы» никогда не попадет в диспетчеры, сначала ему необходимо пройти тщательное психологическое тестирование, в первую очередь на стрессоустойчивость. Даже если он правильно совершает все действия, координируя действия спецслужб в острой ситуации, но при этом у него на лице появляются слезы – это плохо, так как может помешать правильно реагировать на быстро меняющуюся обстановку. Это не значит, что у нас нет эмоций, просто они не должны брать верх над разумом.

Сообщения об одном и том же происшествии – например, о пожаре – от разных людей поступают по-разному. Собственника чаще всего сначала приходится успокаивать, а вот случайный прохожий расскажет все: есть ли угроза распространения огня, находятся ли в опасности люди, в каком состоянии подъездные пути. А от того, насколько четко мы примем сообщение, будет зависеть и реагирование, тем быстрее прибудут на место спецслужбы. Есть четкий алгоритм действий в разных ситуациях, отработанный от и до, а наши сотрудники регулярно проходят учебу и стажировку.

– Какие неординарные сообщения приходят на номер 112, кроме извещений о ДТП, пожарах, инфарктах?

– Поначалу к нам поступало около двадцати сообщений в сутки, и мы их очень ждали, а сейчас – двести пятьдесят-триста. Этот номер очень популярен, поэтому нам звонят по всевозможным причинам – коммунальные проблемы, кошка залезла на дерево, как заплатить за Интернет, «у меня кончились деньги, вызовите мне такси». Есть постоянные «клиенты», с которыми здороваемся по имени-отчеству.

– Какие звонки для вас остаются самыми памятными?

– Когда я только устроилась работать, однажды в два часа ночи поступил звонок из одного поселка. Пятилетний мальчик Алешенька был очень испуган, так как оказался один дома. Первым делом я вызвала по адресу участкового, а пока он добирался, мы с мальчиком разрабатывали другие планы. Например, у него оказались записанными номера телефонов родных, но проблема была в том, что он не знал цифр. Вышли из положения: Алеша на школьной линейке искал знакомую цифру и считал ее по порядку, а я пыталась дозвониться его родственникам. В итоге все закончилось благополучно, но воспоминания об Алеше до сих пор живут в моем сердце. Вообще, все сообщения о происшествиях с детьми – это всегда тяжело, всегда переживаешь.

Изредка поступают «хорошие» звонки, когда люди считают необходимым поблагодарить специалистов, которые помогли им разрешить тяжелую ситуацию. Или нас, или ребят из спецслужб, которым ранее не было возможности сказать спасибо за правильные, слаженные действия. В такие моменты чувствуешь, что работаешь на благо.

– А не хочется вам бросить такую нервную и ответственную работу?

– Не хочется. Не представляю, что смогу проигнорировать, если мимо проедут спецмашины со звуковыми сигналами. Даже во время отдыха где-нибудь на море мне каждое утро присылают сводку происшествий – «для информации».

Часто возмущают в соцсетях необоснованные нападки на действия спецслужб, когда обыватели обвиняют пожарных за «отсутствие воды», «слишком долго» ехавшую «скорую» и тому подобное. Неприятно подобное читать или слышать, потому что наши службы прекрасно выполняют свою работу.

– А сами вы когда-нибудь обращались на «112»?

– Один раз звонила: у соседа гараж горел. Вообще город у нас спокойный, обычно если возникает острая ситуация, то незамедлительно выезжают представители сразу нескольких служб.

– Как близкие относятся к подобного рода загруженности жены и мамы?

– Муж Михаил занят в сфере строительства, он сам живет работой и изначально спокойно реагировал на мой режим. Сыну Матвею сейчас четыре года, а дочке Юленьке десять лет. Мне кажется, дочка уже сейчас может выполнять функции диспетчера «112». Она прекрасно знает, как вести себя в разных нештатных ситуациях, что можно делать, а что нельзя, и куда и кому в случае чего следует позвонить.

Очень хочется уберечь их от любых опасностей, чтобы никогда не коснулась беда. Убеждена, что в глубине души каждый сотрудник ЕДДС больше всего боится когда-нибудь принять звонок от своих родных…

– И чем же вы занимаетесь в минуты отдыха?

– Люблю тишину, мой дом – моя крепость. Чтобы все были здоровы, сыты и довольны. Люблю отдыхать на природе с родными и друзьями, вне зависимости от времени года. Путешествия – отдельная страсть. По возможности, выезжаю за пределы города, чтобы перезагрузиться и получить заряд положительных эмоций.

Андрей Рябов

Источник: Городской информационный центр 

Эта статья полезна?

Контакты

112
Единая дежурно-диспетчерская служба
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3467) 397-777
Единый «телефон доверия»
gu@86.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)