Вообще-то подавляющее большинство обывателей считает, что государственная инспекция по маломерным судам функционирует лишь в период навигации, а с началом зимы «впадает в спячку»…
Старший государственный инспектор по маломерным судам, руководитель Ханты-Мансийского инспекторского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС по Югре Александр Нестеров лишь понимающе улыбнулся: «У нас работа есть всегда. С началом ледостава мы проводим разоружение и ремонт судов, зимой постоянно осуществляем государственный надзор за состоянием ледовых переправ, а их на территории района 16, и наплавных мостов – их у нас семь. Кроме того, круглогодично проводим аттестацию граждан на право управления маломерными судами, принимаем экзамены для открытия ими новой категории и так далее. И, конечно, готовимся к новой навигации – ждём, планируем, обслуживаем технику».
Рано приобщился к реке
– Прежде чем говорить о дне сегодняшнем, давайте чуть-чуть вернёмся в прошлое. Сами-то вы когда впервые взялись за румпель «моторки»?
– Родился я здесь, в Ханты-Мансийске, поэтому рано приобщился к реке. Сначала вместе с другими ребятами плавал на лодках на гребях, потом дядя научил обращаться с лодочным мотором. Наверное, классе в пятом впервые прошёл на «Стреле» вдоль берега – конечно, под присмотром взрослых.
Учился во второй и четвёртой школах, затем дважды – в ГПТУ-10, сначала на электромонтёра, а после службы в рядах советской армии – на крановщика – сменного электромеханика. 14 лет отработал в речном порту на плавучем кране, затем перевели на берег мастером. Добрые люди посоветовали получить высшее образование – ведь на смену рано или поздно придёт молодёжь. В 2010-м окончил Академию водного транспорта, а на следующий год меня пригласили в МЧС на должность руководителя отделения ГИМС.
– Что представляет собой сегодня ваше подразделение?
– В штате работают девять государственных инспекторов, три техника и водитель, у нас имеются семь маломерных судов – вельботы, катера, аэробот, а также два снегохода. Мы осуществляем государственный надзор за маломерными судами, а их в городе и районе зарегистрировано 5 300, двумя находящимися в Ханты-Мансийске лодочными базами-стоянками, обеспечиваем контроль за безопасностью людей на водных объектах, пляжах, ледовых и понтонных переправах, регулярно патрулируем водные объекты.
В период навигации составляем графики патрулирования, согласно которым выезжаем – совместно с сотрудниками рыбоохраны, полиции, гостехнадзора и администраций муниципальных образований. Следим за техническим состоянием маломерных судов, освидетельствование которых владельцы обязаны проходить раз в пять лет.
Наращиваем собственную материальную базу, получаем новые современные суда, позволяющие в полной мере обеспечивать нашу работу. Например, аэробот вместимостью десять человек используем круглогодично и задействуем на всех массовых мероприятиях, недавно выезжали в район посёлка Кирпичный, где проводили профилактическую работу с рыбаками.
– В советские времена вообще ни разу не встречал на воде сотрудников инспекции, а сейчас среди «лодковладельцев» бытует мнение, что «ГИМС лютует»…
– Во-первых, в то время на весь район работали всего два инспектора, зато у населения имелось гораздо больше моторных лодок. Во-вторых, мы – не карающий орган, наша задача – предупреждение и обеспечение безопасности.
В 2022 году составили 144 административных протокола и вынесли 144 постановления, в основном из-за отсутствия у граждан правоустанавливающих документов на судно или право вождения, за нарушение правил плавания, отсутствие спасательных жилетов, лишь одно – за нахождение в состоянии алкогольного опьянения.
– Народ стал меньше пить за рулём?
– Наверное, просто стал чаще задумываться о последствиях, ведь лишение прав на управление маломерным судном за алкогольное опьянение может привести и к лишению прав на управление автомобилем.
Предотвратить беду
– Не имеющие лодок или гидроциклов граждане сталкиваются с инспекторами ГИМС лишь в одном случае – когда в жаркое время года выезжают за город искупаться…
– К сожалению, есть случаи гибели людей на водных объектах во время купания, а официальных, оборудованных, пляжей в Ханты-Мансийске нет. Нередко летом дети остаются без надзора взрослых и убегают на речку.
Например, на набережной в районе улицы Анны Коньковой часто можно видеть, как они прыгают с парапета в воду. Чтобы избежать беды, инспекторы вместе с членами Комиссии по делам несовершеннолетних, волонтёрами объезжают и обходят стихийно образующиеся пляжи, ведут профилактические беседы.
– Часто ли приходится встречать негативную реакцию со стороны граждан, которым вы «мешаете отдыхать», тогда как они «никого не трогают»?
– В основном люди прекрасно осознают причины нашего вмешательства и относятся доброжелательно. Ну, а с теми, кто реагирует неадекватно, разбираются сотрудники полиции.
– С какими трудностями приходится вам сталкиваться?
– Никаких особых сложностей в работе я не вижу. Главное – коллектив у нас хороший, постоянный, на этих людей можно положиться и идти с ними в разведку. Благодаря их труду на благо города и его жителей удаётся достичь положительных результатов.
– Наверное, летом в вашем офисе инспекторов не увидишь, все «в поле», вернее, «на воде»?
– Увидишь – когда они принимают экзамены либо пишут отчёты после патрулирования.
У каждого свой путь
– Чем занимаются ваши близкие?
– Жена, Наталья Николаевна, трудится в департаменте здравоохранения округа, старший сын Сергей работает в Центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а Данила – студент ЮГУ, изучает энергетику.
– Не огорчены, что сыновья не пошли по вашим стопам?
– Каждый человек выбирает своё направление в жизни. Пусть дети идут своим путём, а дальше будет видно.
– Мне кажется, что увлечения родившегося на Севере мужчины предопределены – охота-рыбалка, грибы-ягоды…
– Это действительно так, вот только до ГИМС этим удавалось заниматься гораздо чаще. Несведущие в специфике нашей работы люди думают, что раз мы постоянно находимся на воде, то всё время тратим на охоту и рыбалку. Только, к сожалению, это совсем не так, у инспекторов слишком велики объём работы и ответственность. Поэтому во время патрулирования максимум что удаётся сделать – это полюбоваться природой.
Ну, ещё для отдыха есть дача и огород. Готовить умею, но всё-таки в основном это приходится делать жене.
– Наконец, финальный вопрос: чем для вас является Ханты-Мансийск?
– Это – моя Родина, и этим всё сказано!