(подготовлен на основе информации Ханты-Мансийского ЦГМС, Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре, Управления надзорной деятельности, ЦУКС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, Филиала Севера Сибири ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", статистических данных)
Прогноз чрезвычайных ситуаций, происшествий и аварий
на 04 февраля 2019 года
1. Природные ЧС: не прогнозируются.
Метеорологическая обстановка:
ОЯ – В период 01-08 февраля 2019 г. по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ожидается ОЯ: аномально холодная погода, местами сильный мороз с минимальной температурой воздуха -45 ºС и ниже.
По ХМАО-Югре: Переменная облачность. Местами небольшой снег, изморозь, слабый туман. Ветер северо-восточный 3-8 м/с. Температура ночью -36,-41 ºС, при натекании облачности -30,-35 ºС, по восточным районам -43,-48 ºС, днем -27,-32 ºС, местами -36,-41 ºС
По г. Ханты-Мансийску: Переменная облачность. Без осадков, изморозь. Ветер северо-восточный 3-8 м/с. Температура ночью -38,-40 ºС, днем -30,-32 ºС.
Гидрологическая обстановка: на всех реках округа ледостав.
Сейсмологическая обстановка: экзогенные геологические процессы на территории округа по всем типам прогнозируются на уровне среднемноголетних значений.
Экологическая обстановка: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха не прогнозируется.
2. Техногенные ЧС:не прогнозируются.
Дорожно-транспортные происшествия:в связи с морозной погодой, низкими температурами воздуха прогнозируются происшествия, связанные с замерзанием автомобилей на трассах округа.
Прогнозируется обострение обстановки на транспорте и увеличение показателей аварийности, от 5 до 7 случаев, в следующих городах и районах округа: МР Сургутский, МР Нижневартовский, МР Нефтеюганский, МР Октябрьский, ГО Сургут, ГО Нижневартовск, ГО Ханты-Мансийск, ГО Нягань, ГО Нефтеюганск общее количество: 4 МР, 5 ГО.
Районы |
Кол-во ДТП |
Вероятность (Р) |
Городские округа |
Кол-во ДТП |
Вероятность (Р) |
Сургутский |
2 |
0,6 |
Сургут |
2 |
0,9 |
Нижневартовский |
1 |
0,8 |
Нижневартовск |
1 |
0,9 |
Нефтеюганский |
1 |
0,8 |
Ханты-Мансийск |
1 |
0,9 |
Октябрьский |
1 |
0,4 |
Нягань |
1 |
0,5 |
|
Нефтеюганск |
1 |
0,4 |
ДТП в районах прогнозируются на опасных участках федеральных и территориальных дорог:
Федеральные автодороги:
- Тюмень – Ханты-Мансийск 756 км (Нефтеюганский район), 947 км (Ханты-Мансийский район).
Территориальные автодороги:
- Сургут – Нижневартовск 182-186 км (Нижневартовский район);
- Сургут – Лянтор 15-16 км (Сургутский район);
- Нефтеюганск – Мамонтово 701-717 км (Нефтеюганский район).
Общее количество: 5 опасных участков дорог в 4 районах округа.
Основные факторы и причины увеличения ДТП: нарушение правил маневрирования, нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоблюдение скоростного режима, безопасной дистанции, требований дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения, техническое состояние транспортных средств и неблагоприятные метеорологические явления (низкие температуры воздуха, снег, изморозь).
Пожары в жилом секторе:прогнозируется увеличение числа техногенных пожаров в связи с низкой температурой воздуха на территории ХМАО-Югры.
Проведенный анализ многолетних показателей и текущая оперативная обстановка позволяет сделать вывод о том, что количество пожаров в ближайшие сутки прогнозируется от 7 до 10 случаев (МР Сургутский, МР Нижневартовский, МР Нефтеюганский, МР Советский, МР Кондинский, МР Октябрьский, МР Ханты-Мансийский, ГО Сургут, ГО Нижневартовск, ГО Ханты-Мансийск, ГО Нефтеюганск, ГО Нягань, ГО Когалым, ГО Мегион) общее количество: 7 МР, 7 ГО.
Районы |
Кол-во пожаров/ день |
Вероятность (Р) |
Городские округа |
Кол-во пожаров/ день |
Вероятность (Р) |
Сургутский |
1 |
0,9 |
Сургут |
3 |
0,8 |
Нижневартовский |
1 |
0,6 |
Нижневартовск |
2 |
0,8 |
Нефтеюганский |
1 |
0,6 |
Ханты-Мансийск |
1 |
0,7 |
Советский |
1 |
0,5 |
Нефтеюганск |
1 |
0,7 |
Кондинский |
1 |
0,4 |
Нягань |
1 |
0,5 |
Октябрьский |
1 |
0,4 |
Когалым |
1 |
0,4 |
Ханты-Мансийский |
1 |
0,4 |
Мегион |
1 |
0,4 |
Возможен случай взрыва бытового газа в жилых домах, дворовых постройках, гаражах, промышленных зданиях из-за несоблюдения техники безопасности.
Основные причины возникновения пожаров: высокие нагрузки на электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, неосторожное обращение с огнём, нарушение правил устройства и эксплуатации печей.
Аварийные ситуации на железнодорожном транспорте: не прогнозируются.
Происшествия на водных объектах: прогнозируется возникновение несчастных случаев по факту нарушения правил охраны жизни людей на водных объектах в Ханты-Мансийском, Кондинском, Сургутском, Нефтеюганском и Нижневартовском районах.
Основная причина – несоблюдение техники безопасности при нахождении на водных объектах территории округа.
Происшествия на социально значимых объектах: не прогнозируются.
Происшествия на ПОО: не прогнозируются. Возникновение ЧС при отключении электроснабжения на ПОО маловероятно, т.к. имеются резервные источники электроснабжения.
Аварии на системах жизнеобеспечения: в связи с низкими температурами воздуха увеличивается нагрузка на энергосистемах и объектах ЖКХ в следствие чего возрастает вероятность ЧС и происшествий(ОЯ: аномально холодная погода, местами сильный мороз с минимальной температурой воздуха -45 ºС и ниже).
Риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с износом систем водоснабжения:не прогнозируется.
- 3. Биолого-социальные ЧС: не прогнозируются.
Возможны единичные вспышки ОКИ без достижения критерия ЧС.
Ожидается увеличение числа обращений граждан, рост заболеваемости ОРВИ.
Заболеваний животных особо опасными болезнями не прогнозируется.
Рекомендованные превентивные мероприятия:
С целью снижения рисков и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций рекомендуется:
1. Органам местного самоуправления муниципальных образований:
1.1. При получении оперативного, экстренного или штормового предупреждения об опасных природных явлениях организовать оперативное прогнозирование возможных последствий, определить степень опасности, осуществить оповещение и информирование населения, которое может оказаться в зоне влияния опасного природного явления.
1.2. Осуществлять разъяснительную работу среди населения о порядке регистрации в аварийно-спасательных подразделениях отдельных туристов и туристических групп, выходящих на туристические маршруты.
1.3. Для предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций на системах жизнеобеспечения необходимо:
-осуществлять контроль наличия автономных источников электроснабжения в лечебных учреждениях и объектах водозабора;
- контролировать готовность аварийно-восстановительных бригад по ликвидации возможных аварий на системах тепло-, водо-, газо- и электроснабжения;
- принимать меры по обеспечению бесперебойного электро- и водоснабжения котельных и водозаборных сооружений;
-поддерживать в готовности силы и средства, привлекаемые для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ.
1.4. Для предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах:
-проводить мониторинг дорожной обстановки на подведомственной территории;
-регулярно информировать население о состоянии дорожного покрытия;
-при возникновении заторов транспорта на автодорогах оперативно принимать меры по их ликвидации;
-оперативно доводить прогнозную информацию по метеорологической обстановке до руководителей дорожно-эксплуатационных служб и предприятий, осуществляющих поддержание в удовлетворительном состоянии дорожного покрытия.
1.5. В целях безопасности на водных объектах:
-особое внимание уделить организации работы по профилактическим и обучающим мероприятиям по правилам безопасного поведения на водных объектах связанных с утоплением людей и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
-проводить патрулирование на водных объектах, рейды по проверке выполнения правил, контролировать состояние предупреждающих и запрещающих знаков;
-осуществлять разъяснительную работу среди населения и любителей рыбной ловли по безопасному поведению людей на водных объектах.
- 2. Органам ГИБДД:
- при возникновении неблагоприятных и опасных метеорологических явлений, влияющих на безопасность дорожного движения, обеспечить усиленное несение службы патрульными экипажами ДПС и на стационарных постах;
- реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций на участках автомобильных дорог (наиболее опасных к возникновению ДТП);
- организовать взаимодействия с центрами медицины катастроф для своевременного реагирования на возможные ДТП;
- в случае необходимости организовать места размещения водителей и пассажиров маршрутов дальнего следования (межрайонных, межобластных и пр.);
- осуществить контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки людей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей;
- информировать и пропагандировать о необходимости сезонной смены летней резины на зимнюю, соблюдения безопасной дистанции и бокового интервала при управлении автомобилем, не допущения резких ускорений, торможений и перестроений.
3. Руководителям предприятий, организаций и учреждений:
Усилить охрану и предусмотреть меры безопасности промышленных
и особо важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также объектов с массовым пребыванием людей (дошкольные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, торговые центры и т. д.) при получении информации об угрозе террористических актов.
4. Органам Государственного пожарного надзора
- усилить и провести дополнительно профилактические рейды по предупреждению пожаров в индивидуальном и многоквартирном жилом фонде, в том числе с низкой противопожарной устойчивостью;
- обеспечить проведение профилактических рейдов по предупреждению пожаров, гибели и травматизма людей в местах проживания лиц, ведущих антисоциальный образ жизни и неблагополучных семей, с распространением агитационных материалов;
- организовать информационное освещение проводимых мероприятий, мер пожарной безопасности в отопительный сезон и при эксплуатации печного отопления;
- обеспечить проведение профилактических рейдов, бесед с дачниками на предмет предупреждения пожаров в садовых товариществах, индивидуальных дачных участках с распространением тематических материалов по основным правилам пожарной безопасности.