(подготовлен на основе информации Ханты-Мансийского ЦГМС - филиала ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС", Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре, Управления надзорной деятельности, КУ ХМАО-Югры "ЦОБ", ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, Филиала Севера Сибири ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", статистических данных)
I. Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и происшествий
на 15 августа 2024 года
1. Природные ЧС:
Возникновение ЧС природного характера на предстоящие сутки не прогнозируется.
1.1. Метеорологическая обстановка:
Опасные явления – не прогнозируются.
Неблагоприятные явления прогнозируются – ночью 15 августа 2024 г. местами по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ожидается сильный дождь.
По ХМАО: Облачно с прояснениями. Ночью: кратковременный, местами сильный дождь. В отдельных районах гроза, туман. Ветер юго-восточный 4-9 м/с. Температура воздуха +10,+15 °С.
Днем: кратковременный дождь. В отдельных районах гроза. Ветер южных направлений 6-11 м/с. Температура воздуха +17,+22 °С.
По г. Ханты-Мансийску: Облачно с прояснениями. Кратковременный дождь. Ветер юго-восточный с переходом на юго-западный ночью 4-9 м/с, днем 6-11 м/с. Температура ночью +12,+14 °С, днем +17,+19 °С.
1.2. Гидрологическая обстановка:
На р. Обь ожидается снижение уровней воды и освобождение от воды земельных участков г. Нижневартовск, а также 1 СОТ Нижневартовского района, начало освобождения поймы.
На р. Северная Сосьва ожидаются незначительные колебания уровней воды связанные с выпадением атмосферных осадков. На остальных реках ХМАО – Югры снижение уровней воды различной интенсивности. Изменения уровней воды ожидается в интервалах характерных сезонных значений.
1.3. Происшествия на водных объектах:
Прогнозируется возникновение несчастных случаев по факту нарушения правил охраны жизни людей на водных объектах (возможны происшествия, связанные с эксплуатацией маломерных судов, нахождением людей на водных объектах).
Основная причина – несоблюдение техники безопасности при нахождении на водных объектах территории автономного округа, нарушение требований безопасности при эксплуатации маломерных судов.
1.4. Прогноз лесопожарной обстановки:
Исходя из данных информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров «Рослесхоз» (ИСДМ – Рослесхоз) на территории ХМАО-Югры по условиям погоды, прогнозируется:
Первый класс: МР Белоярский, МР Березовский МР Октябрьский, ГО Нягань,
МР Советский, ГО Югорск, МР Кондинский, ГО Урай, МР Нефтеюганский, ГО Пыть-Ях,
ГО Нефтеюганск, МР Нижневартовский, ГО Мегион, ГО Нижневартовск, ГО Лангепас. ГО Радужный, ГО Покачи, МР Ханты-Мансийский, ГО Ханты-Мансийск, МР Сургутский, ГО Сургут, ГО Когалым.
Прогнозируемые классы пожарной опасности по МО
(www.pushkino.aviales.ru):
В соответствии с прогнозируемыми классами пожарной опасности и метеоусловиями, прогнозируется возникновение 0-5 очагов лесных (в т.ч. ландшафтных пожаров), по всем районам ХМАО-Югры (Источник ЧС - посещаемость лесов местным населением, нарушение правил пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем, палы травы в поймах рек).
1.5. Прогноз сейсмической обстановки:
Вероятность регистрации сейсмособытий на территории автономного округа - Югры маловероятна. (Источник: ФГБУН Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, сайт–http:/https://earthquaketrack.ru/).
1.6. Прогноз экологической и радиационной обстановки:
Радиационная на территории округа прогнозируется не выше фоновых значений. Гамма фон ожидается в пределах 0,10-0,12 мкЗв/час. Превышения фоновых показателей радиационной обстановки не прогнозируется.
1.7. Прогноз геомагнитной обстановки:
Геомагнитная обстановка спокойная. Вероятность магнитной бури маловероятна, магнитосфера спокойная. (Источник: Лаборатория солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ, сайт –http://www.tesis.xras.ru/).
1.8. Санитарно-эпидемиологическая обстановка:
Сохранится вероятность заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ).
Существует риск заболевания населения острыми кишечными инфекциями: ротовирусной и сальмонеллезом, пищевыми токсикоинфекциями, дизентерией, связанных с нарушениями технологий приготовления и хранения пищевых блюд в системе общепита.
1.9. Эпизоотическая обстановка:
Угрозы возникновения массовых инфекционных заболеваний среди животных и птиц, не прогнозируется. Возможно появление единичных случаев новых спорадических заболеваний бешенством среди диких, домашних и сельскохозяйственных животных.
Существует вероятность заболевания животных бешенством в Ханты-Мансийском районе.
1.10. Происшествия на туристских маршрутах:
Не прогнозируются.
2. Техногенные ЧС:
Возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера: на предстоящие сутки не прогнозируется.
Сохраняется вероятность увеличения количества техногенных пожаров (в т.ч. взрывов бытового газа) и погибших на них на территории округа (Источник ЧС - износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно-технологических норм и правил эксплуатации газового оборудования, не соблюдение правил пожарной безопасности, сезонные увеличения).
(Согласно статистических данных на предстоящие сутки текущего года на территории автономного округа - Югры риск возникновения ЧС техногенного характера маловероятен).
2.1. Прогноз аварий на транспорте:
Дорожно-транспортные происшествия:
Чрезвычайные ситуации, обусловленные дорожно-транспортными происшествиями, с гибелью 5-ти и более человек, не прогнозируются.
Проведенный анализ многолетних показателей, и текущая оперативная обстановка позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие сутки вероятно (P=0,6) возникновение до 8 ДТП (среднемноголетнее 6 случаев). Возникновение ДТП прогнозируются в следующих городах и районах округа: МР Сургутский, МР Нефтеюганский, МР Нижневартовский, ГО Сургут, ГО Нижневартовск, ГО Ханты-Мансийск, общее количество: 3 МР, 3 ГО (Источник ЧС - нарушения правил дорожного движения, сильный дождь, гроза, туман).
ДТП в районах прогнозируются на опасных участках федеральных и территориальных дорог:
Федеральные автодороги:
- 743 км Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск (Нефтеюганский район); *в районе н.п. Каркатеевы;
- 773-774 км Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск (Нефтеюганский район); *в районе н.п. Пойковский;
- 19-20 км Р-404 «Подъезд к г. Сургут» (Нефтеюганский район). *2 км от поворота на н.п. Сингапай.
Территориальные автодороги:
- 10 км Нижневартовск - Радужный (Нижневартовский район);
- 6 км Нефтеюганск - левый берег р. Обь (Нефтеюганский район);
- 57 км Сургут - Нефтеюганск (Сургутский район).
Общее количество: 6 опасных участков дорог в 3 районах округа.
Основные факторы и причины увеличения ДТП: нарушение правил маневрирования, нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоблюдение скоростного режима, безопасной дистанции, требований дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и техническое состояние транспортных средств.
Аварии на железнодорожном, речном и авиационном транспорте: возникновение ЧС, обусловленных авариями на авиационном, железнодорожном и речном транспорте, маловероятно.
Прогнозируется затруднение в работе аэропортов и вертолетных площадок (Источник ЧС – сильный дождь, гроза, туман).
Аварии на трубопроводном транспорте: Возникновение чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на магистральных нефте-, газопроводах, маловероятно.
2.2. Пожары:
Проведенный анализ многолетних показателей, и текущая оперативная обстановка позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие сутки вероятно (P=0,5) возникновение до 9 пожаров (среднемноголетнее 7 случаев). Возникновение пожаров прогнозируются в следующих городах и районах округа: МР Сургутский, МР Нижневартовский, МР Нефтеюганский, ГО Сургут, ГО Нижневартовск, ГО Ханты-Мансийск, общее количество: 3 МР, 3 ГО (Источник ЧС – нарушение норм противопожарной безопасности, сезонные увеличения).
2.3. Происшествия на коммунальных системах и системах энергоснабжения:
Прогнозируется вероятность возникновения происшествий, связанных с авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения на территории округа, повышается риск возникновения происшествий, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабо укрепленных, широкоформатных, ветхих и рекламных конструкций, нарушениями в системе ЖКХ, работе всех видов транспорта (Источник ЧС – воздействие метеорологических условий (сильный дождь), высокая степень износа основных фондов жизнеобеспечения, неквалифицированные действия обслуживающего персонала, отказ оборудования).
Существует вероятность локальных подтоплений пониженных участков местности, объектов инфраструктуры жилого фонда дождевыми водами (Источник ЧС – замусоривание коллекторно-дренажных систем, при выпадении обильных атмосферных осадков).
Прогнозируется поражение объектов электроэнергетики (трансформаторных подстанций, электрических систем и др.), хранилищ ГСМ, а также других объектов не оборудованных молниезащитой (громоотводом), разрядами атмосферного электричества (Источник ЧС – грозы).
2.4. Аварии на потенциально-опасных объектах, объектах нефтегазодобычи и переработки:
Возникновение аварий, на потенциально-опасных объектах, способных достигнуть масштабов ЧС локального уровня и выше, не прогнозируется.
На объектах и системах внутрипромысловых, технологических, магистральных трубопроводов возможно (P=0,3) возникновение локальных аварийных ситуации, порывов, преимущественно в следующих районах округа: МР Нефтеюганский, МР Нижневартовский, МР Сургутский, МР Ханты-Мансийский, общее количество: 4 МР. Основные причины – внешняя и внутренняя коррозия трубопроводов, сварных швов, технологический брак, человеческий фактор.
III. Рекомендуемые мероприятия по снижению риска возникновения ЧС:
С целью снижения риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций рекомендуется проведение следующих превентивных мероприятий:
Руководителям территориальным органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти ХМАО - Югры, главам администраций муниципальных образований, начальникам пожарно-спасательных отрядов Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре, органам, уполномоченным на решение вопросов в области ГО и ЧС муниципальных образований, руководителям и дежурным службам заинтересованных организаций и предприятий и населению в пределах своей компетенции:
При получении экстренного предупреждения и прогнозов об опасных (ОЯ) или неблагоприятных (НЯ) явлениях погоды организовать проведение внеочередных заседаний КЧС и ОПБ, обеспечить выполнение комплекса предупредительных мероприятий в соответствии с территориальными «Планами предупреждения и ликвидации ЧС» и «Методическими рекомендациями МЧС РФ по организации реагирования на прогнозы ЧС». Организовать оперативное прогнозирование возможных последствий НЯ и ОЯ, определить степень опасности и осуществить оповещение населения, которое может оказаться в зоне влияния негативных природных факторов.
Для предотвращения воздействия неблагоприятных и опасных метеорологических явлений:
Организовать проведение внеочередных заседаний КЧС и ОПБ.
Уточнить планы и схемы оповещения органов управления, сил и средств, привлекаемых к ликвидации возможных ЧС.
Для повышения эффективности работы по сбору и обмену информацией, с целью создания условий для оперативного реагирования сил и средств на возможные чрезвычайные ситуации и происшествия, связанные с прогнозируемым погодным явлением, обеспечить проведение комплекса превентивных мероприятий, включая доведение данной информации до глав сельских поселений и населения с помощью всех имеющихся средств (СМИ, экипажами с СГУ, старосты и т.д.).
Обеспечить контроль готовности и дежурство аварийно-восстановительных бригад по ликвидации возможных аварий на системах газо-, водо- и электроснабжения, предусмотреть возможность перехода на источники резервного электропитания.
Проверить техническую готовность и работу передвижных, автономных источников электропитания.
Проверить надежность крепления конструкций большой парусности (рекламные щиты, стенды, навесы, подъемные краны и т.д.).
Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения.
Обратить особое внимание на детей, людей старших возрастов и граждан маломобильной группы (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины и т.п.).
Уточнить План эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, уточнить пункты временного размещения (ПВР) пострадавшего населения и технику для эвакуации людей в ПВР.
Для предотвращения подтопления (затопления) территорий и локальных объектов на территории муниципального образования:
Осуществлять контроль состояния готовности коллекторных систем к пропуску паводка, обращая особое внимание на коллекторы, расположенные в пониженных участках и зонах пропуска воды под автодорогами.
Осуществлять мониторинг гидрологической обстановки. Организовать взаимодействие по своевременному сбору и обмену информацией между ЕДДС, ответственными должностными лицами за координацию мероприятий по безаварийному пропуску весеннего половодья и дождевых паводков по паводкоопасным направлениям, собственниками и (или) эксплуатирующими ГТС организациями.
Разработать прогнозы возможных ЧС и довести до ответственных должностных и иных заинтересованных лиц.
Организовать оповещение и доведение информации до населения при угрозе возникновения и возникновении ЧС через средства массовой информации, а также путем подворового обхода.
Провести мероприятия по уточнению списков населения, проживающего в зонах возможного затопления (подтопления), на случай экстренной эвакуации. Обеспечить готовность пунктов временного размещения.
Создать в необходимых объемах запас медикаментов, продовольственных и иных товаров первой необходимости в населённых пунктах, подверженных угрозе затопления (подтопления) паводковыми водами и (или) с которыми нарушается автотранспортное сообщение.
Организовать вывоз мусора и очистку выгребных ям из зон возможного подтопления.
Уточнить схему электроснабжения (наличие резервных источников питания) в зоне возможного подтопления.
Быть в готовности к проведению АСДНР. Подготовить расчет количества личного состава и техники на ликвидацию возможных ЧС.
Быть в готовности к оказанию медицинской и психологической помощи возможным пострадавшим.
Проверить наличие и пополнить запасы материальных средств, используемых для ликвидации последствий ЧС.
Проверить готовность аварийных служб, техники и водооткачивающего оборудования к работе.
Для предотвращения лесных пожаров:
Главам муниципальных образований, руководителям органов государственной власти, учреждений и организаций рекомендуется:
- взять на личный контроль создание (участие), обеспечение, укомплектование и организацию работ патрульно-манёвренных и манёвренных групп;
- при прогнозировании 3-го и выше класса горимости, организовать патрулирование населенных пунктов, лесных массивов и иных природных территорий, расположенных вблизи населенных пунктов силами патрульно-манёвренных групп в целях контроля за лесопожарной обстановкой, выявления нарушений правил пожарной безопасности, очагов возгораний и ликвидации мелких природных пожаров;
- организовать проверку состояния мест забора воды для тушения пожара;
- организовать уборку и вывоз мусора и сухой растительности с внутрипоселковых территорий в установленные для этих целей места (полигоны твердых бытовых отходов);
- организовать проведение сходов граждан (сотрудников) по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности и степени административной и уголовной ответственности за их нарушение;
- через все доступные каналы оповещения проводить агитационную и разъяснительную работу среди населения (сотрудников) по соблюдению мер пожарной безопасности в лесах.
Для предотвращения возникновения техногенных пожаров:
Усилить противопожарную пропаганду в СМИ, а также проведение лекций и бесед с населением на противопожарную тематику в ходе рейдов.
Организовать и проводить межведомственные рейды по местам проживания социально незащищенных групп населения и многодетных семей, состоящих на социальном обслуживании.
Продолжать работу по оснащению автономными пожарными извещателями мест проживания одиноких граждан, многодетных семей, состоящих на социальном обслуживании, а также семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих детей, и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Организовать проведение рейдов совместно с представителями отделов социальной защиты населения, районных (городских) электрических сетей, газовой службы по обследованию мест проживания лиц, ведущих асоциальный образ жизни, малоимущих граждан, многодетных семей, инвалидов и предупреждению использования не сертифицированных электроприборов, бытовых газовых устройств.
Содержать в проезжем состоянии подъездные автомобильные дороги к населенным пунктам, а также подъезд к источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, искусственных пожарных водоемов, рек, озер, прудов, бассейнов и др.) для забора воды пожарной техникой. Контролировать достаточность предусмотренного для целей пожаротушения запаса воды.
Проводить регулярно проверки противопожарного состояния частного жилого сектора.
Обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.
В ходе рейдов и обходов организовать контроль исправности газового оборудования, в целях недопущения случаев взрывов бытового газа.
Для предотвращения аварийных ситуаций на автомобильных дорогах:
В целях улучшения дорожных условий и снижения последствий от неблагоприятных (опасных) природных явлений на дорогах, необходимо усилить меры для профилактики дорожно-транспортных происшествий, контролировать (регулировать) состав дежурных сил и средств, привлекаемых для обеспечения безопасности на автодорогах.
Организовать готовность дорожных служб, осуществляющих прикрытие автомобильных дорог различного значения, к обеспечению нормального функционирования систем транспортного сообщения в условиях действия неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений (выпадение сильных осадков, туман).
Проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения, а также контролировать техническое состояние транспортных средств (своевременное техническое обслуживание).
Информировать и пропагандировать необходимость соблюдения безопасной дистанции и бокового интервала при управлении автомобилем, не допущения резких ускорений, торможений и перестроений.
Совместно с органами ГИБДД, реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций с детьми на автомобильных дорогах.
Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей.
Обеспечить контроль готовности аварийных и дорожных служб к реагированию на ДТП.
Оперативно доводить прогнозную информацию по метеорологической и дорожной обстановке до населения.
В случае угрозы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и затруднения в движении автомобильного транспорта:
- привлечь дополнительную специализированную технику с ближайших пунктов дислокации;
- организовать места питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;
- организовать дежурство экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД, ПСС и подвоз ГСМ;
- осуществлять информирование населения через СМИ о сложившейся обстановке, а также маршрутов объездных автодорог;
- организовать взаимодействие с Центром медицины катастроф и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.
В целях предупреждения несчастных случаев на водных объектах:
Продолжить разъяснительную работу среди населения, направленную на соблюдение мер безопасности при посещении водных объектов, особое внимание уделить организации работы по профилактическим и обучающим мероприятиям с детьми, включая проведение бесед и лекций по правилам безопасного поведения на воде и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Определить составы аварийных бригад ГИМС, провести совместные тренировки служб ФП и ТП РСЧС по ликвидации аварий.
Осуществлять разъяснительную работу среди населения и любителей рыбной ловли по безопасному поведению людей на водных объектах.
Организовать контроль за выполнением мероприятий по пропаганде безопасного поведения людей на водных объектах, в том числе с привлечением СМИ.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций, обусловленных ухудшением эпизоотической обстановки:
С целью недопущения возникновения новых и распространения очагов бешенства животных, осуществлять мониторинг ситуации с очагами бешенства и проведения противоэпизоотических мероприятий.
В период ограничительных мероприятий (карантина) запретить проведение выставок собак и кошек, торговлю домашними животными, вывоз собак и кошек, отлов диких животных на территории районов, где отмечены очаги бешенства.